Жизнь и служение

Божья спасающая работа

Уитнесс Ли родился в 1905 году в провинции Шаньдун на севере Китая. Его раннее детство свидетельствует о любящей заботе Бога, давшего ему мудрую и заботливую мать, которая была южной баптисткой в третьем поколении и выросла в христианском доме. Его отец, земледелец, умер в 1923 году. Чтобы дать своим детям надлежащее образование на китайском и английском языках, его мать продала своё единственное наследство с целью собрать достаточно денег и послать детей в школу. Подобные смелость и предусмотрительность в её обстоятельствах были редкими качествами в те дни. Благодаря такой жертве со стороны своей матери Уитнесс Ли смог получить образование в школе, принадлежащей Южной баптисткой церкви, и в английском колледже миссии, принадлежавшем Американской пресвитерианской церкви, в Чифу.

После того, как одна из старших сестёр Уитнесса Ли пережила Господне спасение, она начала молиться за него и привела его в Китайскую независимую церковь в его родном городе Чифу. Несколько месяцев спустя, в апреле 1925 года, в возрасте 19 лет он лично принял Господа Иисуса Христа как своего Спасителя через благовестие сестры в Господе Пис Ван. В то время он был полон честолюбивых планов в отношении своего образования и будущего. Однако, в день его динамичного спасения всё изменилось, как видно из его собственных слов:

Я до сих пор помню своё переживание, когда Бог славы впервые явился мне. Это произошло в день моего спасения. Выйдя из зала собраний на улицу, я почувствовал, что всё изменилось. Я отошёл в сторону и помолился Богу: «Боже! Мне больше ничего не нужно. Мне нужен только Ты Сам». («Славное видение и путь креста», стр. 17)

В тот день Уитнесс Ли был призван Христом и посвятил себя тому, чтобы служить Ему в течение всей своей жизни. Он стал истинным последователем своего Господина и никогда не отступался от своего обета. Начиная с того дня, он полюбил Библию и собирал все её толкования, которые можно было найти. Вскоре он начал собираться с общиной Братиев (ветвь Бенджамина Ньютона) в Чифу и был привлечён их полным знания толкованием Библии. Стремясь глубже узнать Библию, он выписывал различные христианские журналы, и в них он часто обращал внимание на статьи о библейских истинах, написанные Вочманом Ни.

Весной 1927 года Уитнесс Ли сделал своё первое устное сообщение под названием «Взирать на Божьего Агнца» в Китайской независимой конгрегациональной церкви в своём родном городе Чифу. В конце этого же года он был избран в качестве члена совета церкви, что было достаточно необычно для столь молодого человека. Однако он отказался от этой должности, оставил эту деноминацию и начал встречаться с местной общиной Братий. Он посещал каждое из их семи собраний в неделю и со всей серьёзностью впитывал все их доктрины. В 1930 году лидер общины крестил его крещением погружения в море. Уитнесс Ли продолжал посещать собрания Братий в течение семи с половиной лет.

Обращение от знания к жизни

Самую большую помощь в вопросе божественной жизни Уитнесс Ли получил, читая статьи и книги Вочмана Ни. Он начал читать их с 1925, года своего спасения. Он приобрёл все книги Вочмана Ни о божественной жизни и начал переписываться с Вочманом Ни, задавая ему вопросы о Библии. В то же самое время он продолжал изучать Библию вместе с Братиями, и в результате он получил от них много библейских знаний о содержащихся в Писаниях прообразах, пророчествах и притчах. Хотя эти учения помогли ему не быть мирским и избежать уклонения от пути Господнего, они практически не давали ничего того, что относится к жизни, Духу и церкви. Он понял, что в результате этих учений получил «много знаний, но очень мало жизни». («Вочман Ни: Провидец божественного откровения в нынешнем веке», стр. 338)

Тогда в августе 1931 года у Уитнесса ли было настоящее покаяние:

Я подумал, сколько я накопил знания и каким мёртвым я был. Я так и не вернулся в мир, это так, но хотя я и посещал семь собраний в неделю, я был полностью холоден и бесплоден. В тот момент я пережил глубокое и настоящее покаяние.

На следующий день рано утром я взобрался на вершину маленькой горы рядом с домом. Я восклицал Господу и плакал в отчаянии. Утро за утром я поднимался туда молиться. Начиная с этого дня меня мало интересовали разговоры, я только хотел молиться. Это переживание длилось несколько месяцев, с августа по февраль или март следующего года. («Вочман Ни: Провидец божественного откровения в нынешнем веке», стр. 340)

Летом 1932 года Уитнесс Ли и другие христиане пригласили Вочмана Ни посетить Чифу. Как только Уитнесс Ли встретился с Вочманом Ни, у них началось замечательное общение об интересах Господа. Вочман Ни, будучи верен своему служению, сделал акцент на том, что Уитнессу Ли необходимо переживать божественную жизнь. Такое близкое общение привело к тому, что у Уитнесса Ли произошёл фундаментальный поворот от знания к жизни. Описывая время, проведённое с Вочманом Ни, Уитнесс Ли сказал:

Время, проведённое с Вочманом Ни в течение тех дней, поразило меня сладостью, красотой, притягательностью и новизной Господа. Эти дни предоставили мне новый старт в следовании за Господом и заставили меня произвести коренной поворот от знания к жизни. Из-за этих дней с Вочманом Ни я начал общаться с Господом более близким образом. Господь стал для меня более драгоценным. Это переживание было выше переживания моего спасения. Эти дни с Вочманом Ни повиляли на мой путь в Господе на следующие пятьдесят девять лет, начиная с 1932 г. Даже в вечности я не смогу забыть эти дни! Какая это была милость и благодать ко мне. («Вочман Ни: Провидец божественного откровения в нынешнем веке», стр. 343)

Призвание на служение

Начиная со дня своего спасения в 1925 году, Уитнесс Ли хотел посвятить свою жизнь благовествованию. После того как он окончил колледж и помог окончить его своему младшему брату, Господь напомнил ему об этом. Несмотря на своё знание того, что ему нужно отдать свою жизнь служению Господу, у него не хватило веры на то, чтобы откликнуться на призыв Господа.

Во время своего первого личного общения с Вочманом Ни в 1932 году, когда брата Ни пригласили говорить в Китайской независимой церкви в Чифу и в Семинарии Южной баптистской церкви в городе Хуансиене, недалеко от Чифу, Уитнесс Ли ощутил глубокий призыв Господа на служение. Он описывает так свои переживания:

…Я остался в своей комнате, чтобы провести какое-то время с Господом. Я прочитал Ин. 44:22 и, когда читал: «Обратись ко мне, ибо я искупил тебя», почувствовал глубоко внутри, что Господом призывает меня служить Ему. Я почувствовал в глубине, что Господь дал мне стих 21 как обещание: «Ты раб Мой,… не будешь забыт Мной» (евр.). А стих 23 был похож на ясное слово мне о цели Его призвания: «Ибо искупил Господь Иакова, и прославится в Израиле». Присутствие Господа было очень реальным для меня там, и я был полностью помазан, освежён Его Духом и наполнен радостью и воодушевлением. («Вочман Ни: Провидец божественного откровения в нынешнем веке», стр. 342)

После того, как Вочман Ни уехал из Чифу, Господь всевластно привёл нескольких верующих к Уитнессу Ли. По мере того, как добавлялись новые верующие, в этом городе была воздвигнута церковь. Сначала церковь собиралась в гостиной у матери Уитнесса Ли. Позднее, по мере того, как количество членов росло, церковь нашла себе место для собраний. По мере того, как общение Уитнесса Ли с Господом возрастало, призыв посвятить себя полновременному служению Господу становился всё сильнее и сильнее. Он долго боролся в отношении такого шага веры. В августе 1933 года эта борьба стала особенно напряжённой. Уитнесс Ли осознавал, что не мог двигаться дальше с Господом до тех пор, пока не исполнит обет, данный Господу за восемь лет до этого. В слезах Уитнесс Ли ответил на призыв Господа и оставил свою работу, чтобы служить Ему на полновременной основе. Шестьдесят пять лет верного служения, которые последовали за этой борьбой, явились подтверждением тому, что этот важный призыв исходил от Самого Бога. Уитнесс Ли так описывает это:

В течение трёх недель, между 1 августа и 21 августа, я боролся с Господом. Я ощущал глубоко внутри, что он призывает меня оставить мою работу и служить ему верой, но я не решался предпринять какие-либо шаги из-за недостатка веры…

После трёх недель борьбы с Господом я просто не мог идти вперёд, поэтому вечером 21 августа после молитвенного собрания я объяснил свою ситуацию двум ведущим братьям и попросил их помолиться за себя. После одиннадцати вечера я пошёл к Господу и встал на колени перед Ним в своей комнате для чтения… Мои глаза наполнились слезами. В конце концов я сказал: «Хорошо, решено». Другого пути и быть не могло. На следующее утро оба ведущих брата пришли ко мне и сказали, что, помолившись, они почувствовали, что это от Господа, что я должен оставить свою работу и отдать всё своё время служению Господу. (стр. 344-345)

Некоторое время спустя, Уитнесс Ли получил короткое письмо от Вочмана Ни, который воодушевлял его оставить работу и отдать всё своё время служению Господу:

Когда я вернулся в свой родной город, меня ждало письмо от Вочмана Ни. Я посмотрел на конверт и увидел, что оно было отправлено из Шанхая. Я открыл и прочитал его. Он было написано 17 августа, как раз посреди моей борьбы с Господом. В письме говорилось: «Брат Уитнесс, что касается твоего будущего, я считаю, что тебе нужно служить Господу полное время. Как ты чувствуешь? Да ведёт тебя Господь». Невозможно объяснить, какое сильное подтверждение я приобрёл, получив эту короткую записку от него.

На следующий день после получения этого письма Уитнесс Ли уволился с работы и решил поехать в Шанхай для общения с Вочманом Ни.

Вхождение в работу

Начиная с октября 1933 года Уитнесс Ли в течение четырёх месяцев жил в Шанхае у Вочмана Ни. В это время Вочман Ни начал совершенствовать Уитнесса Ли для его служения Господу. Вочман Ни много общался с Уитнессом Ли о четырёх вещах: о знании Христа как жизни, о движении Господа в Китае с момента спасения Вочмана Ни по настоящее время, об истории церкви и о знании Библии посредством жизни. Вочман Ни придавал особое значение Христу как жизни и церкви как итогу действия Его жизни.

Начиная с этого момента Уитнесс Ли трудился рука об руку с Вочманом Ни в работе по преподнесению Христа для созидания Тела Христова. Позднее, когда Вочман Ни уже не мог осуществлять работу, Уитнесс Ли продолжал трудиться согласно тому видению и образцу, которые он видел в жизни и работе Вочмана Ни. Конечно, Уитнесс Ли продолжал развивать служение, вверенное им обоим, но это развитие просто было расширением основополагающего видения о наслаждении Христом как жизнью для созидания Его Тела посредством поместных церквей.

Созидание в Китае с Вочманом Ни

В 1934 году Уитнесс Ли вместе со своей семьёй переехал в Шанхай, чтобы присоединиться к Вочману Ни, и на него была возложена ответственность за издательскую работу Вочмана Ни. В частности, он был назначен редактором журнала «Христианин», который издавался с 1934 по 1940 годы. Он также стал исполняющим обязанности редактора журнала «Подборка новостей». Благодаря этим обязанностям Уитнесс Ли очень близко познакомился со служением Вочмана Ни.

В 1934 году Уитнесс Ли начал путешествовать по Китаю, преподнося Слово верующим и основывая поместные церкви. В провинции Шаньси в результате его служения было основано много поместных церквей. Начиная с конца 1935 года по лето 1937 года Уитнесс Ли трудился, чтобы основать церкви в Пекине и Тяньцзине. Он также ездил в далёкие северо-западные провинции Суйянь, Шанхай и Шенси, чтобы благовествовать и утверждать верующих. В результате вторжения японской армии Уитнесс Ли вернулся в Чифу в ноябре 1937 года, и до 1943 года он проводил большую часть своего времени, заботясь о поместной церкви в своём городе и о церкви в соседнем городе Циндао.

В конце 1942 года в Чифу, родном городе Уитнесса Ли, произошло большое оживление, начавшееся благодаря тому, что он лично пас верующих и неотступно следовал за служением Вочмана Ни. Начиная с 1 января 1943 года церковь регулярно собиралась в течение ста дней. В результате этого более 800 верующих посвятили всё, что у них было, Господу, и некоторые даже предложили переехать в далёкие северо-западные провинции Китая ради благовестия. К концу этого времени, в мае 1943 года, Уитнесс Ли был арестован японскими войсками и посажен в тюрьму на один месяц. Вскоре после освобождения в результате того, что в тюрьме он подорвал здоровье, у него начался туберкулёз. Для того чтобы отдохнуть и полностью восстановиться, в 1944 году он переехал в Циндао и оставался там два года.

После Второй Мировой Войны, когда здоровье Уитнесса Ли полностью восстановилось, он возобновил свою работу, проводя большую часть своего времени в Шанхае и Нанкине. В 1947 году Господь также принёс оживление в этих места. В декабре 1947 года он вместе с несколькими другими соработниками посетил несколько поместных церквей в южных провинциях, включая Гонконг, Кантон, Сватоу и Амой, и трудился там с целью помочь поместным церквям войти в оживление, которое волной шло по Китаю. Во время своего приезда в Фучжоу Уитнесс Ли встретился с Вочманом Ни и способствовал восстановлению его служения, которое было приостановлено на шесть лет из-за нескольких недоразумений. В апреле Вочман Ни вернулся в Шанхай вместе с Уитнессом Ли, и они принесли туда дальнейшее оживление. К 1949 году благодаря служению этих братьев в более чем 30 провинциях Китая было воздвигнуто более 400 церквей. Созидание Тела Христова продвинулось далеко вперёд.

В мае 1949 года в результате внезапного изменения в политической ситуации Вочман Ни поручил Уитнессу Ли уехать из материкового Китая и отправиться на Тайвань, чтобы продолжить работу по созиданию Тела Христова. Он также поручил Уитнессу Ли продолжить издательскую работу Шанхайского Евангельского Издательства. Благодаря этому стратегическому шагу — отъезду Уитнесса Ли на Тайвань — Господь смог начать распространение поместных церквей по всему миру.

В последний раз Вочман Ни и Уитнесс Ли встретились в 1950 году в Гонконге. Они вместе служили более месяца и принесли оживление в церкви в Гонконге. Затем Вочман Ни возложил на Уитнесса Ли ответственность за наблюдение за церковью и работой в Гонконге. Он поручил Уитнессу Ли наставлять, учить и вести старейшин, и также принимать необходимые меры относительно служения, должностей дьяконов и покупки земли для зала собраний. Он также передал Уитнессу Ли ответственность за издательскую работу за пределами Китая, которая к тому времени осуществлялась Тайваньским Евангельским Издательством на Тайване и Гонконгским Церковным Издательством в Гонконге.

Вскоре после этого Вочман Ни вернулся в материковый Китай. Это был последний раз, когда эти два соработника видели друг друга и общались друг с другом лично. Начиная с этого момента Уитнесс Ли верно осуществлял непрерывную работу по созиданию Тела Христова, начатую Вочманом Ни и заключавшуюся в основании поместных церквей.

Созидание на Тайване

В мае 1949 года Уитнесс Ли переехал на остров Тайвань и начал там работу в августе того же года. Сначала там было всего несколько верующих и совсем немного церквей, но благодаря усердному труду и непрекращающемуся служению Слова, число верующих за первый год увеличилось в 30 раз. За пять или шесть лет число верующих увеличилось до 40 тысяч. В это время на Тайване происходило большое оживление и количество церкуей стремительно увеличивалось.

Уитнесс Ли также начал проводить ежегодные конференции и обучения для церквей на Тайване. Начиная с 1951 года Уитнесс Ли проводил обучения для христианских работников, служащих полное время. В 1953 году он также провёл официальное обучение для своих соработников. Такие обучение воздвигли много молодых работников, которые, в конечном итоге, осуществляли работу на Тайване и Дальнем Востоке в течение следующих сорока лет.

Начиная с 1950 года Уитнесс Ли раз каждый год ездил на Филлипины, оставаясь там по три или четыре месяца для утверждения церквей. Благодаря его труду и служению в конечном итоге там было воздвигнуто более ста церквей.

В ответ на поручение Вочмана Ни продолжить издательскую работу Уитнесс Ли начал издавать книги служения через Тайваньское Евангельское Издательство, которое со временем стало известным общественности как издатель трудов Вочмана Ни за пределами Китая. Уитнесс Ли также верно издавал журнал, называвшийся «Служение Слова»; всего с 1950 по 1986 годы было выпущено 415 номеров.

Созидание на западе

С апреля по октябрь 1958 года Уитнесса Ли пригласили для проведения конференций в Лондоне и Копенгагене; так началась работа на западе. Позднее, с 1958 по 1961 годы, Уитнесс Ли три раза посетил США. В 1962 году Господь повёл его переехать в Лос-Анджелес, и в декабре того же года он провёл свою первую конференцию на английском языке в Лос-Анджелесе. В конечном итоге эти сообщения были опубликованы в книге «Всеобъемлющий Христос».

В последующие годы Господь открыл много дверей, и Уитнесс Ли получал из разных частей США много приглашений говорить перед всевозможными христианскими группами. Благодаря этим поездкам было обретено много людей, которые стали драгоценными материалами для созидания поместных церквей в США.

В 60-х годах Уитнесс Ли провёл несколько коротких конференций и неформальных обучений как в Лос-Анджелесе, так и в других городах на территории США. Его сообщения печатались в небольшом ежеквартальном журнале «Поток». В 1965 году он основал издательство «Поток», которое позднее стало называться служением «Живой поток».

Начиная с 1964 года верующие из различных частей США начали переезжать в Лос-Анджелес, чтобы наслаждаться богатым служением Уитнесса Ли и церковной жизнью. В 1970 году более четырёхсот из них почувствовали водительство от Господа мигрировать в десять городов по всей территории США, чтобы начать собираться в них как церковь. Эта миграция продолжалась два года и заложила основание для дальнейшего распространения. В результате этого количество поместных церквей в США выросло с 7 в 1969 году до 27 в 1973 году и затем до 50 в 1977 году.

В 1974 году Уитнесс Ли переехал в Анахайм, Калифорния, и начал работу над полным толкованием Библии, книга за книгой; закончил он эту работу в 1994 году, два десятилетия спустя. Эти сообщения, называющиеся «Жизнеизучение Библии», составляют основную часть работы в его служении. В этот период времени Уитнесс Ли также писал подробные планы, примечания и перекрёстные ссылки для всего Нового Завета. Всё это было объединено в новый перевод Нового Завета, Восстановительный перевод, который был издан на китайском языке в 1987 году и на английском языке в 1991 году.

 Книги в БиблииКоличество сообщенийКоличество страниц
Ветхий Завет398657787
Новый Завет *271 36113 432
Всего662 22621 219
*Включая «Заключительные сообщения по Новому Завету»

В дополнение к служению Слова Уитнесс Ли также много путешествовал в 60-е и 70-е годы, посетив многие места в США и Канаде. Он также много раз возвращался на Дальний Восток, чтобы укреплять и совершенствовать церкви на Тайване. В 60-е годы он часто посещал Филиппины, Гонконг, Индонезию, Малайзию, Тайланд и Японию. В 1965 году он также посетил Бразилию и другие Южно-Американские страны. В 70-ые годы Уитнесс Ли посетил Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Израиль и многие Европейские страны. Такой неустанный труд производил созидание Тела Христова по всему земному шару. К 1980 году существовало уже 70 поместных церквей в США и 426 по всему миру.

Осенью 1984 года Уитнесс Ли начал помогать церквям практиковать церковную жизнь в небольших группах, которая была сосредоточена на домашних собраниях для молитвы и изучения истины. Церкви также получили воодушевление благовествовать от двери к двери, питать и обучать новых верующих индивидуально и помогать другим членам говорить за Господа на собраниях. Такие практики помогали выявлять и развивать функцию многих членов церкви для созидания Тела Христова, что являлось непосредственным исполнением Эф. 4:11-16. В результате этого наслаждение Христом и жизненность многих членов значительно возросли, равно как и количество членов. К 1985 году количество верующих, собиравшихся в поместных церквях в США, выросло до 10 200, а количество церквей достигло 98. По всему миру 129 000 верующих собирались в 605 поместных церквях.

Для того чтобы совершенствовать многих молодых верующих в знании истины в Библии и участии в созидании Господом Его церкви, Уитнесс Ли основал международные Центры Обучения Библейской Истине и Церковному Служению для тех, кто служил Господу на полновременной основе. Всего существует девять центров обучения в следующих местах:

Место расположенияГод открытия
Филиппины1984
Тайбей, Тайвань1986
Анахайм, Калифорния1989
Москва, Россия1992
Гамильтон, Новая Зеландия1993
Джакарта, Индонезия1995
Сеул, Корея1996
Лондон, Англия1997
Мехико, Мексика2000

Многие выпускники этих обучений продолжают служить Господу на полновременной основе и помогают распространять свидетельство Господа по всей земле.

В добавление к открытию центров полновременного обучения в 90-х годах Уитнесс Ли продолжал преподносить высокие истины из Библии для питания Тела Христова. Он также продолжал воодушевлять верующих собираться в небольшие «жизненные» группы в своих местностях, а соработников и церкви смешиваться в мировом масштабе. Количество церквей продолжало расти. К 1996 году, за год до того, как Уитнесс Ли отошёл к Господу в возрасте 91 года из-за болезни, в США насчитывалось приблизительно 250 поместных церквей, а по всему миру 2300 поместных церквей, не считая материковый Китай.

Так же как Господь использовал ранних апостолов для того, чтобы преподносить Христа для созидания Его церкви, Он в очень большой степени использовал Вочмана Ни и Уитнесса Ли в наши дни. Они верно продолжали новозаветное служение, которое производит Тело Христово. Благодаря их служению количество церквей выросло до 400 в Китае к 1949 году и до 2300 по всему миру к 1996 году. Вочман Ни действительно был провидцем божественного откровения в нынешнем веке, а Уитнесс Ли, несомненно, был мудрым строителем согласно тому же самому божественному откровению в нынешнем веке.